Большой Билл, или олицетворение народной музыки возрождения
26 июня 1893 года родился Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy) – американский блюзовый певец, гитарист, автор более 300 блюзов, один из наиболее популярных кантри-блюзменов довоенной эпохи и типичный представитель первой (до электрической) волны городского чикагского блюза.
Он появился на свет в крестьянской семье в Миссисипи, рос в Алабаме. В юности Брунзи работал батраком, и первое развитие его безошибочно узнаваемый, громкий голос с замечательным диапазоном и гибкостью получил тогда, когда он ходил за мулом. Ещё ребенком Брунзи сам сделал себе скрипку и стал учиться играть на ней под присмотром своего дяди. Некоторое время он работал проповедником, однако затем посвятил себя светской жизни исполнителя блюзов. Отслужив в армии во время Первой мировой войны, он переехал в Чикаго, где выучился играть на гитаре под руководством «Папы» Чарли Джексона (Papa Charlie Jackson).
Несмотря на то что ему было уже 24 года – довольно поздно, чтобы только начинать, Билл быстро прогрессировал как гитарист и очень скоро достиг уровня значительного мастерства: на его первых записях, сделанных в конце 20-х годов, мы уже слышим беглую и уверенную игру гитариста в рамках как блюзовой, так и регтаймовой форм. Голос Брунзи при его четкой дикции сохранил оттенки, характерные для сельского исполнителя, но его игра была «по-городскому» виртуозной и уверенной. Тематически его блюзы были ориентированы на чернокожих американцев, которые, как и он сам, недавно переехали на промышленный север США, но сохранили семейные и культурные связи с южными штатами. В этом качестве музыка Брунзи является примером движения блюза от народный традиций некоторых областей Юга к национальной индустрии развлечений.
Считается, что в 30-х годах именно его пластинки расходились наибольшими тиражами. Он вошёл в число наиболее популярных чикагских блюзменов. Иногда компании грамзаписи использовали Брунзи для поиска новых талантов. Его также высоко ценили как аккомпаниатора – к 1942 году он записал сотни композиций в этом качестве, наряду с более чем двумястами вышедших в свет и большим количеством не вышедших записей, сделанных им в качестве солиста. Его сольные записи, как правило, следовали изменениям музыкальных вкусов публики: в середине 30-х он практически всегда записывался с небольшой группой в составе фортепиано, ритм-секции и, зачастую, медных или деревянных духовых, хотя сочный, выдержанный звук его гитары всегда был на переднем плане. Несмотря на его несомненный звездный статус (до 1949 года на его пластинках, выпускавшихся для чернокожих слушателей, не было необходимости упоминать его полное имя – достаточно было обозначения «Big Bill»), сомнительные финансовые выгоды участия в индустрии звукозаписи не позволяли ему всецело посвятить себя музыке до самой старости.
После Второй мировой войны Брунзи несколько утратил популярность у чернокожей аудитории, но к этому времени он практично переориентировался на более богатую белую публику, состоящую из любителей джаза и приверженцев начинавшегося движения фолк-возрождения. В 1938 году он выступил в "Карнеги-холле" (представленный, как "крестьянин из дельты Миссисипи"), а в 1951 году стал одним из первых блюзменов, выступивших в Европе. Брунзи помногу записывался, радикально меняя свой репертуар и исполняя то хорошо известные старые блюзы («Trouble in Mind»), то блюзовые баллады («John Henry»), то популярные песни («Glory of Love»), а то даже песни протеста вроде остроумной «When Do I Get to Be Called a Man». Он стал блестящим рассказчиком и не переставал совершенствовать свой свинговый, беглый стиль игры, хотя на медленных композициях его звучание могло быть несколько манерно, в стиле Джоша Уайта (Josh White). Новая аудитория Брунзи обожала его, а молодые чикагские блюзмены относились к нему с глубоким почтением. Известно также, что Брунзи активно помогал молодому Мадди Уотерсу (Muddy Waters), когда тот только что прибыл из Миссиссиппи в Чикаго и делал первые шаги на местной сцене. Позднее, когда Брунзи не станет, благодарный Уотерс в память о старшем товарище запишет целый альбом песен Большого Билла – "Muddy Waters Sings Big Bill Broonzy".
В 1955 году вышла в свет увлекательная, полная занимательных историй автобиграфия Брунзи, составленная на основе его писем Янником Брюино (Yannick Bruynoghe) – тут необходимо заметить, что сам Брунзи научился писать только в 1950 году у студентов Государственного университета штата Айова (Iowa State University), где он в то время работал дворником.
Брунзи был одной из центральных фигур в истории блюза как в эпоху его популярности только среди чернокожих американцев, так и тогда, когда блюз узнали и полюбили во всем мире. К сожалению, его репутация несколько пострадала после его смерти, когда поздние записи музыканта стали расцениваться как потворство вкусам белого слушателя, а значение его раннего вклада в развитие музыки чернокожих американцев не было до конца понято. На самом же деле Брунзи был умным и разносторонним артистом, чей огромный талант был всецело направлен на удовлетворение запросов его публики.
[id1249969|С уважением к страстям и эмоциям блюзовой музыки,
Альбина Галеева]
#BigBillBroonzy #JazzCalendar #AlbinaGaleeva #Blues #BluesGuitar #26JuneJazz