Мягкий, нежный, застенчивый блюз
Известный блюзовый исполнитель 'Mississippi' John Hurt (настоящее имя John Smith Hurt) родился 3 июля 1893 года (или 8 марта 1892).
Все современники, которым посчастливилось наблюдать Миссисипи Джона Хёрта, описывают его одинаково – «христоподобен и безупречен», как выразился Stefan Grossman, один из его учеников. Почти семидесятилетний старик скромно сидит на краешке стула, смущенно улыбается, словно стесняясь неожиданно обрушившегося на него внимания сотен и сотен тысяч поклонников, которым этот уникальный музыкант, обладающий филигранной техникой и низким обволакивающим голосом, казался бесконечно близким и родным, «как сказочный дедушка, буквально наполненный мудрыми притчами и сказочными историями».
А между тем, имя этого старика вписано золотыми буквами в историю музыки еще с конца 20-х, когда менеджер записи компании «OKeh Records», входящей в состав «Columbia Records», «Tommy» Rockwell поинтересовался у одного из музыкантов, которого в тот момент записывал, нет ли в окрестностях какого-нибудь блюзмена, и тот повел его в дом Джона Хёрта. Они разбудили Джона в час ночи, попросили сыграть, и после первой же вещи Томми Рокуэл «подписал» его на первую сессию в Мемфисе, а в конце 1928-го года состоялась еще одна – уже в Нью-Йорке. Именно там были записаны, в числе прочих, две его вещи, которые вошли в «Anthology Of American Folk Music» – “Spike Driver’s Blues” и “Frankie’s Blues”. А изданная в 1963-м году пластинка вышла под специально созданным для нее лэйблом – «Пьемонтский Блюз» («Piedmont Blues») – по названию предгорного плато на востоке Аппалачей, хотя сам Джон жил далековато от этого места, в Авалоне.
Миссисипи Джон Хёрт – один из немногих музыкантов той поры, которому чужды были странствия, эксцентрика, погоня за женским полом, выпивкой; он сторонился блюзовых сообществ и жил замкнуто в своем доме, зарабатывая на жизнь фермерским трудом. И когда его вновь "открыли" в 60-х и пригласили на ньюпортский фолк-фестиваль, у него даже не было гитары, пришлось заимствовать инструмент у других исполнителей. Организаторы фестиваля, растроганные его мастерством и скромностью, повели его в магазин гитар и предложили выбрать любой инструмент, какой захочется… И он, оставаясь верным себе, выбрал простенький «Guild». Но всю жизнь он вспоминал свою первую гитару – ту, что купила ему, 8-летнему, мама всего за полтора доллара, утверждая, что лучшего звука он не слышал больше никогда.
Вот слова одного из его верных поклонников Дейва Ван Ронка: «Большинство блюзовых музыкантов брали силой, а он – искусностью и нюансами».
Песни Хёрта оказали большое виляние на многие жанры: блюз, кантри, блюграсс, фолк и современный рок-н-ролл. Хёрт был мягким и застенчивым человеком, и его характер отражен в его песнях. До конца дней его творчество оставалось тонкой смесью кантри, блюза и народной музыки. Хёрт умер в ноябре 1966 года от сердечного приступа в Гренаде.
По материалам статьи Сергея Асриянца.
Вообще удивительным считаю тот факт, что до нас вообще дошли песни тех времён.
Blues, I love you!
субМарина Андреева
#MississippiJohnHurt #МаринаАндреева #JazzCalendar #Blues #BluesGuitar #BluesVocal #3JulyJazz