"Будто бы шут гороховый, подзаборный Будда, древний Пан наблюдает за на­шей человеческой игрой и сердце его полно состра­дания, в руке стакан виски, а в другой руке флейта..." Б.Г. Флейтист, мультиинструменталист, композитор, наиболее известный как лидер группы "Jethro Tull" – Иэн Андерсон родился 10 августа 1947 года в городе Данфермлине, в Шотландии. Сегодняшний наш герой – человек незаурядный. Мелодист от природы, флейтист-виртуоз, который сумел раскрыть потенциал этого "классического" инструмента в прогрессив-роке. А началось всё в 1963 году, когда Иэн вместе со своими школьными приятелями собрал свою первую группу "The Blades". Первоначально они исполняли соул и блюз, а Андерсон пел и играл на гармонике и других музыкальных инструментах (прославившую его флейту он только начинал осваивать). Название группы неоднократно менялось, но в 1968 году она наконец нашла свою фирменную "марку" и превратилась в "Jethro Tull". Группа была названа в честь агронома, жившего в Англии на рубеже XVII—XVIII веков и прославившегося изобретением усовершенствованной модели плуга-сеялки. Примечательным фактом является то, что в конструкции этого приспособления использовались элементы музыкального инструмента – органа. Сам Андерсен говорил: "... Я очень плохо изучал историю и не знал, что наш агент назвал группу в честь средневекового изобретателя сеялки. Та часть, которая TULL, – мне нравится, это сильное название, это имя плохого парня из следующей бондианы или межпланетного бойца в следующей серии "Звездных войн". Но JETHRO – звучит как имя деревенского дурачка. Jethro is bad, Tull is good. Но группа называется так – ничего не поделаешь". Список инструментов в арсенале Андерсона был велик. Вначале он оставил амбицию достичь высот на поприще электрической гитары, решив, что никогда не будет "столь же хорош, как Эрик Клэптон". Как рассказывал он сам в предисловии к видео "Live at the Isle of Wight", он обменял свою электрическую гитару на флейту и через несколько недель практики обнаружил, что способен одинаково хорошо играть на ней как блюз, так и рок. К моменту записи первого альбома группы "This Was" (1968) он играл на флейте всего несколько месяцев. Но его практика игры на гитаре не пропала впустую, поскольку он продолжал себе аккомпанировать на акустической гитаре, используя ее для мелодики и ритма. Впоследствии он также освоил сопрано-саксофон, мандолину, клавишные и некоторые другие инструменты. В 90-е годы он начинает активно работать с простой бамбуковой флейтой. Помимо гармоники, акустической и электро-гитары, он также играет на басе, бузуке, балалайке, саксофоне, различных свистульках и других инструментах. В музыке Иэна Андерсона замешаны такие стили, как фолк, джаз, блюз, рок и поп. Его стихи часто сложны, в большинстве случаев это тонкая критика абсурдных законов общества и религии ("Sossity, You're a Woman"; "Hymn 43"; "Thick as a Brick"). Он часто сочетает стихи с фольклорными, мифологическими, фантастическими темами. "Не то, что бы я верю в сказки или готов себя с ними ассоциировать, но у меня огромный интерес к сказкам и мифологии. Они оказывают огромное влияние на нашу культуру на протяжении веков. Важно признавать историю, извлекать из неё уроки. Кстати, мне было очень интересно узнать, что Кришна, к примеру, играл на флейте, стоя на одной ноге". Последний факт, кстати, имеет непосредственное отношение к музыканту – на одном из концертов, когда он ещё играл на гармонике, ему приходилось, балансируя на одной ноге, придерживать инструмент и микрофон. После выступления "Jethro Tull" в "Marquee Club" один из журналистов ошибочно описал его, как играющего на флейте на одной ноге. Андерсон решил соответствовать такой репутации и продолжал в том же духе. Несомненно, отличительной особенностью Андерсона как артиста является неординарность его сценического образа, который входит в противодействие с привычным образом музыканта в рок-культуре. Несмотря на то что он в музыке обычно вдохновляется британским фольклором, используя стилистические приемы, характерные для средневекового шута, менестреля эпохи Елизаветы, английского сквайра или шотландского лорда, в то же время он не раз представал в образе космонавта, байкера, пирата или бродяги. Персонажи Андерсона также нередко допускают высокую степень самопародии. Его манера игры на флейте включает в себя большое количество всяческих хрипов, свиста, пения, жужжания и даже фырканья и была во многом навеяна Роландом Кёрком, известным слепым американским альт- и тенор-саксофонистом, флейтистом, кларнетистом и исполнителем на разных народных духовых инструментах. "Я никогда не любил поп-музыку. Я рос на чёрном американском блюзе, на кельтской фолк-музыке, на классике, джазе.." Ландыш Рифовна #IanAnderson #JazzFluite #JazzCalendar #ProgressiveRock #ЛандышАхметгараева #10AugustJazz Интересное интервью Андерсона порталу Звуки.Ру - http://www.zvuki.ru/R/P/9305/