Вечный бродяга-блюзмен!
Big Joe Williams — один из наиболее значимых и часто записывающихся блюзовых музыкантов, а также один из тех, чья жизнь практически буквально соответствовала стереотипу того, как должен был бы жить типичный сельский блюзмен. Джо Уильямс родился 16 октября 1903 года в бедной фермерской негритянской семье, где было 16 детей. Его отец работал не только на ферме, но и на лесопилке.
Сам Джо с детства трудился на мельнице. Когда ему было четыре года, он впервые проявил музыкальный талант, пытался петь что-то, аккомпанируя себе ударами по ведру, из которого он научился извлекать звуки разной высоты. Немного постарше, он изготовил для себя примитивный инструмент буквально из палки и веревки — подобие однострунной гитары. Такова была его тяга к музыке. Постепенно Джо стал любимцем на многочисленных вечеринках, собрания негритянских общин, приемах, праздничных ужинах.
Уильямсу было около 15, когда отчим выгнал его из дома. И Джо отправился странствовать. Позднее он увековечил своего гонителя в песне, которую исполнял и на закате своей долгой карьеры. К тому времени Джо стал настоящим блюзменом. В поисках работы Джо начал странствовать по другим близлежащим штатам, начав зарабатывать на жизнь исполнением блюзов, Джо стал типичным скитальцем, постоянно путешествуя по стране в поисках лучшей доли. У него нередко случались конфликты с законом и властями, но странникам многое сходит с рук.
Если обратиться к биографиям блюзменов, мы увидим, что практически ни один из них не избежал участи бродяги. Смена добропорядочного оседлого существования на жизнь подозрительного во всех отношениях бродяги происходила у них в силу абсолютно сознательного выбора. Подтверждение тому — в их песнях:
Когда я впервые ушел из дома, сделав своим домом дельту Mиссисипи…
Я оставил любимую мать рыдать на пороге…(«When I First Left Home»)
Жизнь Джо состояла в постоянном скитании: он играл в лагерях лесорубов, скипидарнях и забегаловках южных штатов США. Даже отбывал заключение в тюрьме "Ангола", по выходе из которой женился и поселился в Сент-Луисе, штат Миссури, по-прежнему, впрочем, предпринимая затяжные путешествия по стране, поскольку так никогда и не смог избавиться от страсти к бродяжничеству. Выступления перед сельской публикой давали ему заработок и в худшие времена Великой депрессии, когда он выступал под псевдонимом «Бедный Джо» (Poor Joe).
Легендарный Биг Джо Уильямс был уникальным исполнителем — одаренным, мощным вокалистом и исключительно своеобразным гитаристом. На протяжении пяти десятилетий Уильямс записывался на самых именитых лейблах. Разумеется, блюзовых. Иногда он играл на электрогитаре, подключив её к маленькому ветхому комбику с прибитой оловянной тарелкой и дребезжащей на ней пивной банкой. Эта удивительная конструкция производила невероятный звуковой эффект — некую звенящую, жужжащую музыку. И он же развил концепцию «гитаро-барабана», выколачивая на протяжении полувека удивительные серии риффов на своей девятиструнке, настроенной в соль-мажоре. Его бодрый, жизнеутверждающий вокал и ритмическая гитарная мощь не могут оставить слушателя равнодушным.
В 1960-е годы, когда блюз вошел в моду у белой молодежи, Джо обрел более широкую аудиторию. Он продолжал записываться и совершать гастрольные поездки, теперь уже добавив к своим маршрутам Европу и Японию. Но и тогда он продолжал играть на дешевых гитарах, которые лично «доводил до ума» — присоединял к ним электро-примочки, а также обычно приделывал дополнительные колки для использования изобретенного им лично девятиструнного строя гитары. Несмотря на то, что личный характер Джо иногда бывал неоднозначен, его мастерство, его грубоватый, резкий голос и характерный узнаваемый звук гитары сделали его любимцем клубной публики тех лет.
Большой Джо Уильямс совершил полный жизненный круг и умер в служившем ему пристанищем фургоне все в том же Крофорде, в штате Мисиссиппи. Немалое количество легко доступных альбомов, записанных им в последние годы жизни, к сожалению, несколько притупили понимание широкой публикой подлинной величины и значения таланта по-настоящему Большого Джо.
В эссе использована информация интернет портала http://www.piter.fm/artist/
Как пишет AllMusic, «Биг Джо Уильямс, возможно, был самым сварливым человеком из тех, кто когда-либо ступал на Землю с гитарой в руках. В то же время, он был невероятным блюзовым музыкантом: одарённый сочинитель песен, мощный вокалист и исключительно своеобразный гитарист. Несмотря на его заслуженную репутацию забияки (задокументированную в эксцентричной брошюре Майкла Блумфилда «Me and Big Joe»), артисты, которые хорошо его знали, относились к нему как к уважаемому старому государственному деятелю. Тем не менее, они, возможно, не стали бы с ним играть, потому что — как и в случае других старых дельтовских артистов — если ты с ним играл, то играл по его правилам.» Блюз Твоей Души
Blues, I love you!
субМарина Андреева
#BigJoeWilliams #JazzCalendar #МаринаАндреева #BluesJazz #BluesGuitar #BluesVocal #16OctoberJazz